Исккон - это не Вайкунтха! Анализ лекции Бхакти Викаши Свами
14.04.2021
Харе Кришна!
С Бхакти Викаш Свами Махараджем я встречался где-то в 1986-7 году, когда он приезжал в советский союз вместе с Прабхавишну Свами Махараджем. Алапати дас. Прямо скажу, он произвел на меня неплохое впечатление. У него был весьма аскетичный вид. Прабхавишну Свами говорил, что он очень хорошо знает санскрит, очень образован и является очень мощным проповедником, который проповедует в Индии, Бангладеш и т.д. Позже я встретился с ним, когда он принял саньясу от Джаяпатаки Свами.
В Википедии о Бхакти Викаше Свами: «Бхакти Викаш Свами известен своими консервативными взглядами. В частности, в вопросе роли женщин в Исккон»
Мурали Мохан Махарадж: Что мне тоже также импонирует.
Википедия: «Когда в 90-х годах в Исккон активизировалось движение за права женщин и его активистки добились значительных успехов…»
Мурали Мохан Махарадж: Т.е. в Искконе было образовано министерство по делам женщин.
Википедия: «А в 98 году впервые женщина была избрана на должность члена руководящего совета организации, Бхакти Викаш Свами выступил с резкой критикой этих преобразований. В 1998 году он заявил, что министерство по делам женщин находиться под «влиянием демонического феминизма» материалистического западного общества При этом Бхакти Викаша Свами высказал мнение, что феминизм «был и продолжает являться одним из основных факторов продолжающегося в мире морального разложения». В связи также с избранием Малати деви даси на высшую руководящую должность Исккон»
Мурали Мохан Махарадж: которая является всем известной лесбиянкой. Когда она приехала в Россию, пыталась протолкнуть идею, что, в конечном итоге, гомосексуалисты, и об этом Прабхупада знал, тоже являются же преданными.
Они могут быть преданными, но они не должны занимать место Гуру и духовных лидеров и наставников движения Харе Кришна.
Бхакти Викаша Свами: Давайте на чистоту, найдем виновных и что с ними сделать. Выгоним их. Кто бы не принес Кали-югу во внутрь, должен быть выставлен за порог. Хорошо, сейчас я назову одного из главных виновников. Это я. А также и вы, тот, кто смотрит это видео. Мы все являемся продуктом Кали-юги. Мы не пришли в это движение как чистые преданные, мы пришли со своей обусловленностью, привязанностями, склонностью совершать неправильные поступки, неправильными представлениями…
Мурали Мохан Махарадж: Соответственно, пока мы не освободимся от этих привязанностей, от этих неправильных действий, поступков, мы не должны занимать место на Вьясасане, позиционируясь как духовные наставники, каждый должен оставаться учеником абсолютной истины. И пока человек не станет истинно святым, садху, он не должен позиционировать себя как представитель Кришны, как преданный, вайшнав.
Бхакти Викаша Свами: Мы не святые, но мы должны быть, мы пытаемся. Кто осмелиться сказать, что он полностью свободен от всех желаний чувственных наслаждений. Кто может так сказать? Мы не становимся совершенными за одну ночь. Очищение должно быть, оно присутствует, но…
Мурали Мохан Махарадж: Очень много аналогий очень много метафор, очень много лирики и афоризмов.
Бхакти Викаша Свами: Мы не становимся совершенными в одночасье, мы должны были это заметить. Те из нас, кто практикует Сознание Кришны знает, что мы пытаемся повторять Харе Кришна, но это не значит, что влияние Кали мгновенно уничтожается. Подобно клубу дыма, который раз, и уже унесло ветром. Но скорее наоборот, это влияние Кали всегда рядом, всегда присутствует. Т.к. мы состоим в Исккон, то насколько у нас сохранилось осквернение в сердце, настолько мы и привносим Кали-югу в Исккон. Сознание Кришны отталкивает назад Кали-югу. Что мы подразумеваем под Кали-югой? Это влияние майи, иллюзии, но, в особенности, очень интенсивное влияние низших гун природы.
Мурали Мохан Махарадж: Мы уже слышали о гунах материальной природы, мы уже слышали, что мы являемся трансцендентными, вечными живыми существами, душами, мы все это уже слышали, но каковы качества того, кто это осознал? Каково качество преданного? Существует 3 вида адхикара – каништха, мадхьяма и уттама-адхикари и других нет. Так какого же качества преданный, который называет себя вайшнавом? лучшим из вайшнавов, Гуру, который занимает место на вьясасане?
Бхакти Викаша Свами: невежества, наихудших аспектов майи. Итак, сознание Кришны предназначено для очищения этого. Как индивидуальное очищение наших сердец, так и очищение всего мира на уровне организации. В конце концов это движение сознания Кришны предназначено для чистоты, но в то же время, это международное общество сознания Кришны. Оно проявлено в этом мире. Итак, Шрила Прабхупада часто говорил, что наши храмы – это Вайкунтха, ровно настолько насколько деятельность Вайкунтхи, духовного мира, проявлена там: разговоры о Кришне, слушание о Кришне, служение Кришне…
Мурали Мохан Махарадж: СЛУШАТЬ О КРИШНЕ НЕОБХОДИМО ОТ ПРЕДАННЫХ ГОСПОДА КРИШНЫ, бхагавата-преданных! В противном случае это не будет иметь эффекта, если мы слушаем о Кришне, Бхагавад-гиту, Шримад Бхагаватам, и повторяем Святое Имя как попугаи. ЭТО НАМ НЕ ПОМОЖЕТ В МОМЕНТ СМЕРТИ. Гуру является опытным капитаном, он способен провести наш корабль через отмели и рифы. Ведические гимны являются попутным ветром. Но если цель изменена, если корабль плывет не в том направлении, то какой смысл? Нет смысла ни в капитане, ни в попутных ветрах, ведических гимнах и мантрах.
Бхакти Викаша Свами: Нам дана форма, структура, так чтобы мы могли жить на Вайкунтхе, но, если мы привносим свое сознание, свое оскверненное сознание, то ровно настолько мы не будем жить на Вайкунтхе. Это международное общество Сознания Кришны.
Мурали Мохан Махарадж: В книге Хаягривы «Харе Кришна-эксплошен» есть такой момент, где Тамала Кришна спрашивает Прабхупаду: «А ИСККОН – это Вайкунтха?» На что Прабхупада ответил, помотал головой: «Нет. ИСККОН – это есть ИСККОН. А Вайкунтха – это есть Вайкунтха». В настоящее время существует много анекдотов: «Прабхупада сказал…» Говорил ли Прабхупада? В любом случае, мне лично он ничего не говорил. Но почему же не следуют тому, что говорил Прабхубада те, кому он говорил? Т.е. не нужно делать из Прабхупады чучело, чтоб пугать ворон и малых детей. Прежде чем начать повторять Харе Кришна и говорить о Кришне, человек должен пройти соответствующее обучение этому услышать о Кришне из уст чистого преданного, бхагавата-преданного. Бхагаватам следует слушать от бхагавата-преданного. Имя Господа Кришны необходимо получить с уст преданного Кришны. Это необходимое условие для инициации.
Бхакти Викаша Свами: Оно предназначено для спасения падших. Итак, будет утопией ожидать утопию.
Мурали Мохан Махарадж: Когда Харикеш Свами Махарадж хлопнул дверью, оставив Исккон, я слышал это, он сказал: «Если Исккон есть в духовном мире, то мне и в духовный мир не нужно!» Как соединить эти совершенно противоположные мнения очень известных в настоящем и в прошлом лидеров Исккон?
Бхакти Викаша Свами: Это движение Сознания Кришны задумывалось как корабль для пересечения этого океана Кали. Но океан очень неистов. Мы не можем ожидать, что будет штиль. Корабль будет качаться. Во время шторма корабль будет раскачивать. Вода будет заливать в палубу, на которую приходит так много людей.
Мурали Мохан Махарадж: В большинстве случаев люди приходят со своими скрытыми мотивами. В Бхагавад-Гите описывается 4 типа людей, приходят в Сознание Кришны и 4 типа людей, которые никогда не приходят в сознание Кришны. Из числа первых: те, кто нуждается - большая семья, мало денег; те, кто страдают – физически, психически; те, кто любознательные и те, кто находятся в знании. Из всех: те, кто находятся в знании – наилучшие. В противном случае человек либо удовлетворил свои материальные потребности, присоединившись к этому движению, повторяя Харе Кришна, либо не удовлетворил, он и в том и в другом случае оставляет преданное служение, возможно даже не начавши. В первом случае он думает: «Ну хорошо, спасибо Кришне, мы полностью удовлетворены», в втором случае он говорит: «Ну это бесполезно, возможно, Кришны нет, возможно, это очередной обман».
Бхакти Викаша Свами: И следуют за капитаном…
Мурали Мохан Махарадж: Даже, если капитан хорош, но команда может взбунтовать и устранить капитана. Изменить фарватер, изменить курс, изменить цели. Совершить рейдерский захват. В открытом океане неведения, с чем сравнивается этот материальный мир, ПИРАТСТВО экономическое, политическое и даже духовное, религиозное, очень распространено.
Бхакти Викаша Свами: Сенапати, военачальник, который руководит сражением на земле. Это одна метафора.
Мурали Мохан Махарадж: Слишком много метафор, слишком много сравнений, слишком много «но» … Через кажое предложение, что свидетельствует о неуверенности лектора, либо об отсутствии у него позиции, пытаясь удовлетворить и тех и других. Как говориться ваш ответ должен быть: «да- да, нет – нет, что сверх того – от лукавого».
Бхакти Викаша Свами: Если мы следуем, мы в безопасности, если не следуем, то это катастрофа.
Мурали Мохан Махарадж: Говорится, что, поднявшись на корабль трансцедентального знания, мы переправимся через океан бедствий. При условии, что у нас достойный, опытный капитан, наш Гуру, что ведические гимны и мантры, которые раздувают наши паруса являются попутным ветром и что ы движемся к верной, правильной цели в русле наставлений предыдущих ачарий.
Бхакти Викаша Свами: Задумывалось как корабль для пересечения этого океана Кали. Но океан очень неистов. Мы не можем ожидать, что будет штиль. Корабль будет качаться. Во время шторма корабль будет раскачивать. Вода будет заливать в палубу. Те, кто не защищены каким-то образом и не держатся крепко, над ними висит опасность быть скинутыми в воду. Быть защищенным и крепко держаться – значит мы должны очень крепко держаться за процесс Сознания Кришны, как он дан Шрилой Прабхупадой. Также волны могут увести с курса весь корабль. И продолжая плавание общество продолжает жить, но мы не движемся туда, куда мы должны двигаться. Команда должна оставаться сплоченной, следуя приказам опытного капитана. Команда означает, что они должны следовать за капитаном.
Мурали Мохан Махарадж: Бывает так, что команда взбунтовалась, связала капитана, заняла место в капитанской рубке и «Правит бал», как говориться. Направляя судно в неверном направлении. В открытом океане, в открытом море часто… Называется рейдерским захватом. Часто пираты нападают, захватывают судно, убивают капитана. Каждый может согласиться с тем, что не было бы проблем на корабле трансцедентального знания, если был бы достойный капитан. В настоящее время все прикрываются именем Шрилы Прабхупады и те, которые являются членами ИСККОН, и те, кто не является членами ИСККОН, все пользуются его авторитетом, интерпретируя его наставления, часто провозглашая его своим Гуру, при этом, не являясь его учениками.
Бхакти Викаша Свами: В этом стихе утверждается, что Кали-юга забирает все хорошие качества. Я приведу перевод Шрилы Прабхупады этого стиха – мы думаем, что мы встретили вашу добродетель. Если перевести в наш контекст, то мы, внутри международного общества сознания Кришны видим его божественную милость, и его добродетель, Шрилу Прабхупаду.
Мурали Мохан Махарадж: Самые большие религиозные корпорации, они являются самыми большими пртивниками духовной жизни.
Бхакти Викаша Свами: О добродетельный, мы думаем, что встретили тебя по воле провидения. По милости Кришны, чтобы избрать тебя капитаном корабля, на котором находятся те, кто хочет пересечь полный превратностей океан Кали, лишающий человека всех хороших качеств.
Мурали Мохан Махарадж: Присоединившись к этому движению из ложного энтузиазма, гордости, люди становятся глашатаями проповедниками Сознания Кришны. Имитируя, изображая из себя преданных. И когда они слышат критику в свой адрес, они называют это вайшнава-апрадхой.
Бхакти Викаша Свами: Итак, принимая Шрилу Прабхупаду как опытного капитана, сенапати, военачальник, который руководит сражением на земле – это одна метафора. Другая - капитан, ведущий корабль через океан Кали. Мы знаем, что у нас должна быть вера в капитана. Он знает, как пересечь океан. Он знает, что делать. Он не будет сбит с толку смущен ужасными волнениями океана Кали, у нас должна быть уверенность. Несмотря на то, что мы сами по себе индивидуально не сможем пересечь океан, но, если мы останемся на корабле в зависимости от того как сильно его качает и трясет, и болтает, мы должны следовать его направлению, мы знаем, что капитан несколько раз пересекал океан, мы должны сохранять в него веру, зная, что он сам был обучен должному процессу экспертами в этой области. Он лично знает это процесс и дат его нам. Что нам следует делать, а что нет, мы должны следовать. Если наш корабль пресекает океан в опасных морях, вы должны быть обучены всем процедурам. Если нам получается им следовать, мы в безопасности, если не получается им следовать – то это катастрофа становиться неизбежной. Мы должны знать, что несмотря на нашу некомпетентность, если мы следуем процессу, данному Шрилой Прабхупадой, ранний подъем, повторение святых имен, изучение Шримад Бхагаватам, следование всем правилам и предписаниям, мы будем в безопасности. Эти правила очень могущественны. Кали-юга очень могущественна, Кришна намного могущественна. Мы устанавливаем связь с Кришной, следуя наставлениям капитана корабля для пересечения века Кали, т.е. Шрилы Прабхупады. Конечно, если есть кали-челы в этом движении… Кали-чела означает кто-то, кто не является учеником своего Гуру, но лишь пытается казаться таковым. Т.е. он своего рода лазутчик, или предатель. Его деятельность и интересы направлены на то, чтобы общество не достигло своих целей. Если присутствуют такие люди, к примеру, те, кто привносят маяваду, сахаджию или мирские идеи или просто не говорят о Кришне, они говорят о стольких вещах. О том, как быть хорошим, быть милым и ничего о Кришне – просто материализм. Такие личности должны быть распознаны. И что дальше? Отчищены. Если они не исправятся – вышвырните их за угол, в океан Кали, где им и место.
Мурали Мохан Махарадж: Это то, что следовало бы сделать в самом начале, назвав поименно таких недобросовестных представителей сознания Кришны. За этими общими фразами мы не услышали ничего конкретного относительно тех личностей, с которыми мы делим наше существование, нашу трапезу счастья и горя, находясь на борту этого корабля. Если мы знаем этих личностей, то почему же не назовем их по именам?
Бхакти Викаша Свами: Это очень сложный век, но…
Мурали Мохан Махарадж: Слишком много но, слишком много метафор.
Бхакти Викаша Свами: Конечно Шрила Прабхупада не спешил выкидывать людей. В нескольких случаях, когда это произошло, он готов был принять их обратно, если они предадутся и вручат себя ему. Но в то же время он предупреждал что есть множество людей непреданных, рядящихся в одежды преданных. Поэтому он предупреждал, что мы должны быть очень осторожны и придерживаться курса, данного капитаном. Вычисляя тех, кто саботирует плавание корабля. Может быть их намерения и хорошие. Но их идеи, кажущиеся на первый взгляд хорошими, они могут представлять их себе таковыми, не приведут ни к чему хорошему. Мы должны придерживаться приказов капитана. Итак, мы должны продолжать повторять Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Это очень сложный век, но…
Мурали Мохан Махарадж: Признание своей никчемности не делает нам послабления. Вот эта иудо- христианская вот эта паранойя, она навязла. Ну вроде кто без греха – пусть бросит камень. Любому можно заткнуть рот. Этим страдает весь Исккон. Вместо того, чтобы совершенствоваться, по крайней мере следовать наставлениям своего ачарьи, они его спихнули и сели сами на его место, проповедуя иудо-христианскую теологию о смирении, терпении и т.д. Что такое смирение, что такое терпение? Люди знают слова, но не в состоянии показать достойный пример для подражания даже. Слишком много аллегорий, слишком много метафор, и слишком много «но, но» ...
Бхакти Викаша Свами: В этот отвратительный век Кали Кришна низошел как святое Имя. И он может возвысить не только нас, но и весь мир. Шрила Прабходхананда Сарасвати утверждает в этом отношении, взывая к милости Чайтаньи Чандре, золотой аватаре Шри Чайтанье Махапрабху, чью милость мы получаем через Шрилу Прабхупаду. Шрила Прабходхананда Сарасвати: Сейчас век Кали, наши враги в форме чувств очень могущественны. Прекрасный, дающий все благоприятно путь чистого преданного служния Верховной личности Бога устлан неисчислимыми шипами. Он не упоминает. Но такими как карма, гьяна, бесконтрольными чувственными наслаждениями как у животных, склонность к маявади, нью-эйдж, сахаджии, все виды аньябхилашита. Все виды желаний, которые конкретно, точно ясно не сосредоточены на удовлетворении Кришны. Эти колючки – это как шипы на нашем пути, однако Есть Чайтанья Чандра. О, Господь Чайтанья Чандра, если ты не прольешь на меня свою милость сегодня, то, будучи сбитым с толку, куда я отправлюсь? И что я буду делать? Куда мы отправимся? Мы должны оставаться под защитой Чайтаньи Чандры.
Мурали Мохан Махарадж: Часто используется имя Чайтаньи Чандры как Чайтанья Чандры Чарана Прабху. Люди сбиты с толку. Прикрываясь именами преданных Кришны, в действительности являясь Кали-челами, учениками махараджа Кали.
Бхакти Викаша Свами: В Исккон мы хотим выполнить желание Шрилы Прабхупады, откинув Кали-югу назад и установив «Золотой век» повторения Святых имен. Мы должны сделать это. Очистив всех падших, гниющих, греховных негодяев. По крайней мере я могу сказать, что это должно начаться с меня самого. Очистите себя.
Мурали Мохан Махарадж: Неплохо бы начать с себя. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Повтояйте и будьте счастливы. Доброе пожелание.
Бхакти Викаша Свами: Повтояйте Харе Кришна и будьте счастливы. Сделайте весь мир счастливым. Позвольте миру быть счастливым. В повторении Святых имен Кришны.
Мурали Мохан Махарадж: Спасибо Бхакти Викаше Махараджу, за его содержательную лекцию, две третьи которой составляло вступление, преамбула, и которую мы пропустили.
Харе Кришна.