Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Hare Krishna Hare Krishna Krishna Krishna Hare Hare
Hare Rama Hare Rama Rama Rama Hare Hare

Объединения Санкиртана

Официальный сайт

Его Божественной Милости Шри Шримад Мурали Мохана Махараджа

Ачарьи-основателя «Объединения Санкиртана»

ЧЕЛОВЕК С ВАЙКУНТХИ. Лекция в день явления Бхактисидханты Сарасвати Тхакура, Нью-йорк, 27.02.2016

08.07.2020

Вся жизнь Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура есть откровение и проявление воли Верховной личности Бога Шри Кришны. События, связанные с его жизнью с самого начала до последнего мгновения непостижимы так же, как явление, деяния и уход Самого Господа.

Рождение, детские и юношеские годы

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур явился в Пурушоттама Кшетре (Джаганнатха Пури), 6 февраля 1874 года. Он воплотился в семье величайшего вайшнава, Шрилы Бхактивиноды Тхакура, который возродил чистое учение бхакти и донес его до искренних сердец. Сарасвати Тхакур был четвертым сыном в семье Бхактивноды. Он родился в сорочке с пуповиной, которая обвивала его шею, как брахманский шнур. Тело Бхактисиддханты украшали все признаки великой души. Неслучайно Астролог, составлявший его гороскоп, был потрясен. За долгую практику ему никогда не приходилось видеть нечто подобного. По его словам: новорожденный — это человек с ВАЙКУНТХИ.

Бхактивинода Тхакур назвал своего сына Шри Бимала Прасадом, что значит «милость Шримати Бималы Деви, божественной энергии Господа Джаганнатхи».

В то время, когда Бимала Прасаду было шесть месяцев, в Джаганнатха Пури проходил традиционный ежегодный праздник Ратха-ятры. Колесница Господа Вселенной двигалась по улицам города в сопровождении сотен тысяч ликующих людей. Поравнявшись с домом Бхактивиноды Тхакура, она неожиданно остановилась, и в течение трех дней, несмотря на неимоверные усилия ее, не могли сдвинуть с места.

Шримати Бхагавати Деви, мать Бимал Прасада, вынесла своего ребенка и положила его к стопам Божества Джаганнатхи. В тот самый миг с шеи Повелителя Вселенной соскользнула гирлянда и упала прямо на младенца. Когда Бхактивинода узнал об этом, он тут же заключил, что Это был знак особой милости Господа. Все, кому посчастливилось быть свидетелями этого необычного зрелища, пришли в неописуемый восторг.

Так с самого раннего возраста любимец своих родителей и надежда мира начал свой путь величайшего проповедника. Он с исключительным вниманием слушал наставления своего отца, полностью погружаясь в сознание Кришны, чем приводил в изумление родственников и самого Шрилу Бхактивинода Тхакура. К семи годам Бимала Прасад знал наизусть «Бхагавад-Гиту» и свободно мог комментировать и объяснить смысл каждого стиха. Он обладал великолепной памятью. Прочитав текст лишь раз, он был способен дословно воспроизвести его.

Английский язык он изучил за несколько дней, закрывшись у себя в комнате. Те для кого английский был родным языком отмечали для себя что английский Бхактисиддханты был настолько богат и хорош, что для того что бы его читать им самим приходилось пользоваться словарем. Школьные учителя поражались остротой его ума и глубиной познаний, присвоив ему титул Сиддханта Сарасвати, что означает «повелитель духовной науки». Позже он редактировал и вносил правки в рукописи Шрилы Бхактивинода Тхакура, который издавал журнал «Саджджана-тошани». В одиннадцать лет Бимала Прасад вместе с отцом совершил паломничество и посетил места игр Чайтаньи Махапрабху.

Когда ему было 13, Шрила Бхактивинода Тхакура привез из Джаганнатха Пури четки из туласи, и дал ему Хари и Нрисимха мантры, которые тот повторял с величайшей верой, одновременно с поклонением Божеству Курма в соответствии с наставлениями Шрилы Бхактивинода Тхакура.

В 18 лет он поступил в Калькутский Санскритский Колледж, где он изучил все 6 разделов ведического знания, также он написал работу по астрологии — Чиракумара Сабха, или Священное Собрание. Но через три года, чтобы на него не оказывали давления начать семейную жизнь, он бросил Колледж и страстно стал совершать свое служение Божеству.

В возрасте восемнадцати лет, после окончания школы, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур поступил в Санскритский колледж в Калькутте и прочитал и изучил все философские книги, какие только были в библиотеке. Через три года, превзойдя в познаниях своих учителей и не желая тратить время на изучение пустых мирских наук, будущий ачарья оставил колледж и полностью посвятил себя преданному служению Шри Кришне, сделав целью всей жизни проповедь науки БХАКТИ.

Посвящение

Зимой 1898 г. в Годрума Двипе Навадвипа Дхамы Шрила Сарасвати Тхакур встретил Гауракишора Даса Бабаджи, который подарил молодому человеку несколько кусков веревки с узлами, служивших ему четками, деревянный штамп для нанесения тилаки, головной убор и корзину с принадлежностями для поклонения.

Бхактисиддханта Сарасвати пожелал стать учеником Гауракишоры и после настойчивых обращений и уговоров в 1900 г. получил посвящение и духовное имя Шри-Варшабханави-деви-дайита дас («верный слуга возлюбленного Радхарани»). Вскоре, уже в 1909 году, у него уже появились первые ученики.
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что настоящее служение Кришне — это проповедь Его святого имени.

Преданность Миссии Санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху — вот действительное служение Шри Кришне, Душе Вриндаваны.

Сарасвати Тхакур говорил, что во Вриндаване гопи не перебирают четки и не изучают книги; они заняты более важным служением Кришне. Бхакти измеряется глубиной преданности и чистотой сознания. При этом он настаивал на научном подходе к преданному служению, которое опирается на Упанишады, Пураны и Нарада панчаратру и другие источники ведической литература. Неавторизованное служение Кришне не основанное на таких писаниях становится причиной беспокойств в обществе среди, так называемых преданных.

Проповедническая деятельность

В 1911 г. В своей знаменитой лекцию «Брахман и вайшнав» Сарасвати Тхакур привел доказательства из писаний, что вайшнав, даже рожденный в низкой семье, выше брахмана. Он неопровержимо доказывал, что чистые преданные, независимо от социального положения, достойны поклонения. Убежденные его речами, многие в те дни приняли у него посвящение.

В первом стихе Шри Упадешамриты Рупа Госвами говорит:

вачо вегам манасах кродха-вегам джихва-вегам ударопастха-вегам

этан веганйо вишахета дхирах сарвам апимам притхивим са шишйат

«Здравомыслящий человек, способный обуздать желание говорить, беспокойство ума, гнев, побуждения языка, желудка и гениталий, квалифицирован принимать учеников по всему миру»

Бхактисиддханта относился к категории нитья-сиддхи, вечно освобожденных душ. Он вел отрешенный образ жизни. Ему не было нужды проходить формальный обряд посвящения (нет письменных свидетельств его инициации), но, в то же время, в целях широкой проповеди, чтобы показать пример, как следует вести себя вайшнаву, он строго соблюдал правила Дайви-варнашрама дхармы. 7 марта 1918 года, в благословенный день явления Шримана Махапрабху, Бхактисиддханта принял омовение в водах Ганги, и, облачившись в шафрановые одежды, дал обет отречения. Он принял санньясу в Шри Маяпуре Дхаме, во Враджапаттане, согласно всем ведическим правилам перед изображениями своих гуру. Храня в сердце наставления Гурудева, он поклялся посвятить служению Господу свои тело, ум и речь (принял обет триданда-санньясы).

В тот же день он основал Шри Чайтанья Матх, где установил Божества Шри Шри Гуру-Гауранги и Шри Шри Радхи-Говинды.

Аскетичность и ученость Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура поражала воображение не только его последователей, но академических ученых и знатоков Вед. В период чатурмасьи (четырех месяцев сезона дождей) он готовил и принимал прасад один раз в день, спал на голом полу и никогда не принимал пищу после захода солнца. В Маяпуре дверь его комнаты была постоянно закрыта, и он день и ночь повторял Святое Имя.

5 февраля 1919 года Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупад создал всемирное общество вайшнавов — Шри Вишва-вайшнава-раджа Сабху. Название организации «Сообщество раджа-вайшнавов» означает «лучших среди тех, кто следует по стопам Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху», воплотившихся в Кали-югу. В 1920 году Асан был переименован и стал называться «Гаудия Матх» (слово «матх» означает «храм, место, где следуют правилам духовной жизни»). Сарасвати Тхакур основал шестьдесят четыре Матха по всей Индии.

«Большой мридангой» Шрила Сарасвати Тхакур называл печатный станок. Киртана, прославляющая Святое Имя в книгах журналах и газетах, будет слышна по всему миру.

С этой целью в 19 августа 1922 году Сарасвати Тхакур начал издавать журнал «Гаудия», который сразу получил широкую известность.

В октябре 1926 года он выпустил еще один журнал «Надия Пракаша». В этом выпуске ему помогали близкие ученики. В 1927 году увидел свет первый номер «Саджджана-тошани». Статьи писал сам Шрила Сарасвати. Этот журнал оказал значительное влияние на интеллектуальную сферу Индии.

Однажды на церемонии, посвященной открытию Багбазар Гаудия Матха, Бхактисиддханта сказал: «Чтобы дать миру истинный хари-бхаджан, необходимо писать и издавать книги. Храмы, построенные в книгах и сердцах преданных, простоят долго, поэтому они важнее, чем храмы из кирпича и мрамора».

Печатные станки Гаудия Матха работали без остановки, целыми сутками, выпуская книги, журналы и брошюры. Трудно сосчитать, сколько изданий он напечатал за годы своей жизни.

Вплоть до последних дней Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада продолжал активную проповедь, все силы, отдавая служению своим духовным учителям. Конец 1936 года он провел в Шри Пури Дхаме, окруженный близкими учениками. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати тяжело болел, но его сознание всегда было занято в служении гуру и Махапрабху.

23 декабря 1936 года Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада дал свои последние наставления:

«Каждый из вас должен с великой решимостью проповедовать послание Шри Рупы и Шри Рагхунатхи. Наша цель — стать пылинками на лотосных стопах последователей Шри Рупы Госвами. Служите вместе, под сенью ашрая-виграхи; таким образом, вы сможете удовлетворить трансцендентные чувства Верховного Повелителя недвойственной истины. В этом мире нужно жить просто, преследуя только одну цель — служение Господу. Не оставляйте служения, какие бы опасности, неприятности или гонения ни выпали на вашу долю. Вас не должно смущать, что большинство людей не желает слушать о трансцендентном преданном служении. Не переставайте слушать и проповедовать кришна-катху, это ваша бхаджана, единственное, что вам принадлежит. Прошу вас: всегда повторяйте Имя Господа, помня, что мы должны быть смиреннее травинки и терпеливее дерева»

Он оставил этот мир 1 января 1937 года.

После ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж написал в его честь знаменитые строки:

«Он победил мир жадности и наживы, опроверг многочисленные учения имперсоналистов и даровал служение Радхе-Говинде, смягчив строгость поклонения своей любовью. Пусть же бесконечная милость Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в облике его божественных слов, его бхактисиддханта-вани, вечно пребудет в глубине моего сердца».

Если мы сидим и не пытаемся распространить Истину вокруг, если думаем, что люди, достигшие материального прогресса, настолько погрузились в совершенно другие проблемы, что им дела не будет до проповеди Атма-дхармы, если полагаем, что на Западе вечное послание Востока не найдет себе сбыта, — если с такими мыслями мы сидим, предаваясь унынию, то не наступит и дня такого, когда мы сможем говорить об Истине во всеуслышание. Жаждущих Истины надо искать по всему миру!

Души, у которых есть жажда к Истине, надо подбирать повсюду, где бы они ни находились. С сумой, полной Истины, мы должны обойти каждый уголок земного шара. Кто знает, когда и к кому придет удача, кто и когда обратит свое лицо к Правде, поэтому, воспевая Киртану, проповедник должен обходить эту Землю снова и снова… повсюду можно найти искателей Истины, которым мы должны говорить Хари-Киртану и так снискать благо и для себя и для них

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ И ЧАСЫ В МИРЕ СМЕРТНЫХ в последние минуты жизни Бхактисиддханта попросил Шридхара Махараджу спеть ему песню «Шри Рупа Манджари» Шрилы Нароттама даса Тхакура, а Шрипаду Навин Кришна Видьяланкара — спеть «Шикшаштаку». В полдень он попросил редактора журнала «Гаудия» посмотреть за тем, чтобы «Вайшнава Манджуша» (словарь вайшнавов) был закончен и опубликован.

В свои последние дни он особенно требовал, чтобы его ученики сформировали управляющий орган (GBC) из 10 или 12 преданных, который будет управлять делами Общества.

Его последними словами были: «Нужно смотреть одинаково и на любовь, и на разлуку. Тхакура Нароттама жил на основе принципов Рупа-рагхунатха. Надо следовать этому. И потом он сказал: «Пожалуйста, примите мои благословения всем вам, тем, кто есть здесь, и тех, кого нет. Пожалуйста, помните всегда, что наш единственный долг и религия — распространять и пропагандировать служение Господу и Его преданным».

Итак, великий ачарья, симха-гуру, бескомпромиссный садху, «человек Вайкунтхи», как его однажды описал Шрила Прабхупада — безустанный проповедник чистого учения Шри Чайтаньи Махапрабху, покинул этот материальный мир на устах с именем Кришны, в половину шестого утра 1-го января 1937 года. Бхактисиддханта присоединился к играм Господа Кришны, установив прочное основание духовного движения, которое позже распространил по всему миру его чистый слуга, Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель-ачарья Международного Общества Сознания Кришны.

После ухода Ом Вишнупада (108) Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа Прабхупады его трансцендентное тело умастили благовонным маслом, сандаловой и цветочной пастой. Затем оно было положено перед Божествами в зале Шри Сарасваты, украшено цветами и гирляндами. Там же было совершено подобающее поклонение и арати.

После этого огромная процессия санкиртаны сопровождала его до железнодорожной станции Силдах. По дороге многие получили последний даршан. Из Кришнагара его перевезли на машине в Сварупгандж: а затем — до Шридхама Майапура. Собралась огромная толпа преданных и случайных прохожих, они изливали чувства горя и разлуки, но одновременно они не прекращали прославлять Святое имя Кришны.

Сначала Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура принесли в Йогапитху, затем в Шривасангану, и потом в Шри Адвайта Бхавану. Наконец, его принесли в Шри Враджапаттану, в место его интенсивной бхаджаны, где он исполнял свой обет повторять миллиарды святых имен. Его положили перед самадхи Ом Вишнупада Шрилы Гауракишора даса Бабаджи Махараджа, на берегу Радхакунды, а затем перед Шри Авидьяхарана Натья Мандира: где целую ночь проводился экстатический киртан.

Санньяси, бабаджи, брахмачари, грихастхи и ванапрастхи тут же начали делать самадхи. Все они нашли прибежище у его лотосных стоп. К концу ночи на его теле были написаны мантры в соответствии с указаниями «Самскара Дипики» Шрилы Гопала Бхатты Госвами. Его тело было внесено в усыпальницу и было положено на трон из белого мрамора. Его стопы были умащены агуру и сандаловой пастой, а к стопам были положены цветы.

Цветочные гирлянды обвивали его шею. Со всех сторон были посажены туласи. Пели его любимые песни: Шри Рупа Манджари, Свананда-сукхада-кунджа-манохара и Яшомати-нандана. Затем, воспевая «йе анило према дхана», преданные обошли самадхи четыре раза. Самадхи покрыли землей, посадили по всем четырем сторонам туласи: нанесли тилаку и покрыли цветочными гирляндами. Затем были совершены огненное жертвоприношение, предложение бхоги и арати, и в это же время читали книгу «Уход Шрилы Харидаса Тхакура» и поэмы из книги «Анубхасья».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Любовь против отречения.

Бхактисиддханта активно выступал против имитаторов, которые описывают любовные отношения Радхи и Кришны как эротические, давая ложные толкования текстов «Шримад Бхагаватам» и ряда других священных текстов. Трансцендентная любовь Шри Шри Радхи и Кришны профанируется из-за отсутствия философского понимания и авторитетного духовного руководства. Он резко критиковал движения сахаджиев, приверженцев которого объявляли сексуальные практики путём к Кришна-бхакти. Бхактисиддханта полагал, что путь духовного совершенства проходил не через чувственное удовлетворение, а через аскетизм, добродетель и смиренное служение.

В то же самое время, Бхактисиддханта не был эскапистом. Он следовал принципу юкта-вайрагья — «отречению через вовлечение» (этот термин был введён в оборот Рупой Госвами, одним из ближайших сподвижников Чайтаньи). Юкта-вайрагья подразумевает использование материальных вещей в служении Кришне при условии отказа от желания наслаждаться ими. Руководствуясь этим принципом, Бхактисиддханта не колеблясь использовал в миссионерской работе новейшие для того времени технические достижения в строительстве, коммуникациях, книгопечатании и транспорте, но в то же самое время бережно охранял сокровенные темы теистической традиции. Этот герменевтический динамизм и дух адаптации, взятые на вооружение

Бхактисиддхантой, обеспечили колоссальный успех в распространение Учения Шри Чайтаньи воплотившегося в традиции Гаудия-матха.

В 1882 году на страницах журнала Sajjana-toshani Бхактивинода описал своё видение всеобщего духовного братства — видение, которое стало пророческим:

О когда же придёт тот день, когда в Англии, Франции, России, Пруссии и Америке все удачливые люди, взяв в руки кхолы [барабаны] и караталы [цимбалы], понесут имя Шри Чайтаньи Махапрабху в свои страны и поднимут волны санкиртаны [совместного воспевания имён Кришны]! О когда же придёт тот день, когда белолицые британцы будут говорить о славе Шри Шачинанданы [Чайтаньи] и […] заключат в свои объятия преданных из других стран! Когда же придёт тот день, когда они скажут: «О арийские братья! Мы приняли прибежище в океане любви у стоп Чайтаньядевы, а теперь, обнимите нас!» [61]

Чайтанья проповедует равенство всех людей ...всеобщее братство среди людей и особое братство среди вайшнавов, которые, согласно ему, являются лучшими пионерами духовного пробуждения. Он проповедует о том, что человеческой мысли никогда не следует позволять оказаться в оковах сектантских взглядов... Религия, проповедуемая Махапрабху, универсальна и не эксклюзивна. Как наиболее учёные, так и наиболее невежественные достойны принять её... Принцип киртана, подобно всемирному храму будущего, приглашает к наивысшей ступени духовного развития все классы людей, без дискриминации по признаку касты и клана.

Примечание:

1. Бхактисиддханту вдохновило на это письмо отца, который писал ему в 1910 году:
Сарасвати! …Из-за того, что чистые идеи преданности [бхакти] ныне не проповедуются, такие псевдо-сампрадаи, как сахаджияи атибари, выдают за преданность всевозможные суеверия и вредные идеи. Пожалуйста, при любой возможности, сокрушай эти антагонистичные преданности концепции, проповедуя идеи чистой преданности и показывая пример своим безупречным поведением. …Пожалуйста, прилагай все усилия для того, чтобы служение Шри Маяпуру было постоянным и сияло ярче день ото дня. Служить Шри Маяпуру по-настоящему можно приобретая печатные станки, распространяя книги о преданности, и проводя санкиртану — проповедуя. Пожалуйста, не пренебрегай служением Шри Маяпуру и проповедью ради своего личного бхаджана в затворничестве. Меня переполняло сильное желание проповедовать о значимости таких книг, как «Шримад-Бхагаватам», «Шат-Сандарбха» и «Веданта-даршана». Ты должен взять на себя эту ответственность. Шри Маяпур будет процветать, если ты заложишь там образовательное учреждение. Никогда не пытайся приобретать знания или собирать деньги для своего собственного удовольствия. Только служа Господу, ты обретешь всё это. Никогда не вовлекайся в дурную компанию, будь то ради денег или ради личных интересов. Murphy & Goff 1997, С. 18 Оригинал письма не сохранился; Бхактисиддханта цитирует эти наставления Бхактивиноды в своём письме от 1926 года: Sardella 2013b, С. 87

Ваш доброжелатель,
Мурали Мохан дас

Наверх