Явление Адвайты Ачарьи — 4 февраля 2017, лекция Шри Шримад Мурали Мохана Махараджа, Екатеринбург
08.07.2020
Шри Адвайта Ачарья — это смиренный слуга Господа Чайтаньи Махапрабху и духовный учитель всей Вселенной. Он явил миру Свои трансцендентные игры задолго до того, как Махапрабху начала Движение санкиртаны. Желая облегчить страдания падших людей века Кали, Адвайта призвал Верховного Господа на Землю своими молитвами. В шестой главе «Чайтанья-Чаритамриты» (Ади-лила) подробно объясняется природа этой безгранично могущественной личности. Там говорится, что Шри Адвайта всегда думает о Нитьянанде Прабху, так же как Господь Шива всегда медитирует на Господа Санкаршану.
***
В детстве Адвайта был очень капризным ребенком. Он не желал брать грудь матери, пока она не споет Харе Кришна. Своим поведением Он приводил в замешательство соседей, проявляя божественное могущество. Родители и соседи ласково называли мальчика Камалакшей».
В ночь на Варуни-снана, тринадцатый день восходящей луны в марте–апреле, мать Камалакши, Лабхадеви, увидела божественное видение, в котором сын отвел ее на высокую гору в провинции Шри-хатт. Лабхадеви давно мечтала принять омовение в всех святых реках, и Камалакша, чтобы исполнить желание матери, принял божественный облик четырехрукого Маха-Вишну, и олицетворенные святые реки стали возносить Ему сладкозвучные молитвы. Звуком Своей раковины Господь привлек реки.
— Посмотри, мама, — сказал Камалакша, — вот красные воды Сарасвати, эти белые — Ганги, а черные — Ямуны, здесь Кавери, Нармада и Годавари. Они пришли исполнить твое желание!
Войдя в святые воды рек, мать Лабха приняла омовение. Ее наслаждению не было предела. Казалось, что она растворилась в этом наслаждении.
Многие детские игры Адвайты, в особенности, когда он гневается, напоминают деяния Господа Шивы. Так, например, однажды Камалакша играл с сыном царя Дивьясимхи. Принц стал насмехаться над преданными, воспевающими Харе Кришна маха-мантру, и Камалакша так разгневался, что принц, который всегда гордился своей храбростью, от страха потерял сознание. При виде Камалакши его охватил смертельный ужас. В другой раз царь Дивьясимха, который был преданным богини Дурги, послал Камалакшу и своего сына в храм. Когда они вошли, Камалакша не поклонился и с вызом бросил:
— Ну, покажите мне свою богиню!
Царский сын почувствовал себя оскорбленным:
— Ты должен поклониться!
В ответ Камалакша разгневался, и мальчик снова упал без чувств. Камалакша перепугался, увидев бездыханное тело престолонаследника, сам испугался и убежал. Его долго разыскивали. За это время у храма собралась большая толпа, Кувера Пандит, отец Адвайты, и другие знатные горожане. Пришел и царь Дивьясимха. В великой печали он склонился над своим сыном. Когда привели Камалакшу, он брызнул принцу на голову чаранамриту — воду, которой омывали лотосные стопы Господа Вишну, — и мальчик сразу же пришел в себя. Увидя такое чудо, все собравшиеся поразились мистическому могуществу Камалакши и Его безграничной вере в Господа Вишну.
В восемь лет отец одел на Камалакшу брахманский шнур. За годы ученичества, с 5 до 10 лет, он всех поражал своей одаренностью и способностью к наукам. Он проявлял не только могущество Господа Вишну, но и великий разум, которым наделил его Господь.
***
На празднике Дипавали, в первый день года по индийскому календарю, когда благочестивые индусы посещают храм богини Дурги и ставят на алтарь свечи, Камалакша снова проявил свой характер. Он не стал кланяться Дурге, и принц позвал отца. Кувера Пандит отвел сына в сторону и стал объяснять важность поклонения полубогам, напомнив Камалакше, что даже Господь Рама поклонялся богине Дурге, чтобы отыскать и вернуть украденную Раваной Ситу. На это Камалакша вежливо ответил:
— Дорогой отец, прости, но ты заблуждаешься. Дерево со всеми его ветвями и листьями питается благодаря корню, точно так же полубогов можно удовлетворить, поклоняясь изначальному Господу Вишну (Кришне). Как птица чакора живет за счет лунного света, так и Я могу поклоняться только Господу Вишну (Кришне)!
Не успел Он сказать это, как божество Дурги на алтаре раскололось на куски, и появилась сама богиня, осветившая собой все стороны света. Под сводами храма эхом прокатилось:
— Муж никогда не будет поклоняться жене! Жена должна поклоняться мужу!
Так Дурга показала, что мальчик Камалакша — не кто иной, как ее муж, Сам Господь Шива. Царь Дивьясимха понял, что по неведению в лице Камалакши оскорбил Господа Шиву. Он покраснел от стыда и раскаялся, после чего со слезами на глазах вознес молитвы. Слушая его молитвы, Камалакша был удовлетворен и милостиво простил Дивьясимху, напомнив ему, что его сын насмехался над вайшнавами, и поэтому был наказан. " Поклонение полубогам свидетельствует лишь о его невежестве, и что сама Дурга — служанка Кришны. Она — Его внешняя материальная энергия, которая следует за Ним, как тень, никогда не показываясь на глаза своего Господина.
Понимая, что мальчик был прав, царь снова и снова вознес молитвы и прославил Камалакшу, который будучи довольный, возложил Свои стопы на голову царя и попросил его всегда петь святые имена Кришны. Так царь Дивьясимха стал вайшнавом и воздвиг в своем царстве величественный храм Господа Кришны. Он стал проводить пышные вайшнавские праздники и через какое-то время принял посвящение у Камалакши, получив от него имя Кришнадас.
После того как семья Куверы Пандита перебралась в Шантипур, на живописный берега Ганги, Камалакша стал посещать толу, проповедуя своим друзьям святые имена Кришны.
С годами Он в совершенстве изучил философию Веданты и «Шримад-Бхагаватам». Камалакша прекрасно разбирался в философии. Он изучил все шесть направлений в философи, данных мудрецами: Гаутамой, Канадой, Капилой, Патанджали, Джаимини и Аштавакрой, и будучи еще подростком, удостоился звания Веда-панчана, которое обычно давалось людям вдвое старше Его. Сантачарья, гуру Камалакши, жил в деревне Пурнавати, и Камалакша большую часть времени проводил у него.
Сантачарья хорошо знал о божественной природе Камалакши и однажды раскрыл это перед своими учениками. Поскольку Камалакша пользовался особым расположением своего гуру, то его одноклассники завидовали ему. Однажды гуру всех своих учеников повел в лес. Там было сказочное озеро, полное прекрасных лотосов, но его охраняли огромные ядовитые змеи. В центре этого озера распустился большой и очень красивый лотос. Обращаясь к ученикам, Сантачарья спросил: «Кто из вас может принести его мне?»
Все были в замешательстве, услышав такую невероятную просьбу. Никто не хотел рисковать своей жизнью. Тогда Камалакша бесстрашно шагнул в воду, и в тот же самый миг у Него под ногами возник лотос, который понес Камалакшу на середину озера; из воды поднялся огромный змей, раскинувший над головой Камалакши свои бесчисленные клобуки в точности, как Ананта- Шеша, на котором возлежит Господь Вишну. Так Камалакша благополучно добрался до лотоса и, сорвав его, предложил стопам своего учителя. Мальчики были потрясены и с того дня освободившись от зависти стали почитать Адвайту.
Адвайте было около двадцати лет, когда Его родители оставили этот бренный мир и отправились в обитель Господа — Шри Вайкунтху. Адвайта оплакал смерть родителей, совершив необходимые обряды, и отправился в продолжительное паломничество, которое заняло много лет.
Сначала Он посетил Ориссу, где поклонился божеству Гопинатх. Затем побывал в Набхигае, Пури, Годавари, Шиваканче и Вишнуканче. Здесь он стал свидетелем философских состязаний между шиваитами и вайшнавами. После этого направился в Кавери, Мадураи, Сетубандхе, Дханутиртхе, Рамешваре и Удипи. В Удипи Адвайта впервые встретился со Шрилой Мадхавендрой Пури, которого впоследствии принял своим Гуру. Эта встреча двух великих личностей положила основу миссии Адвайты. Мадхавендра Пури сразу распознал в Адвайте совершенного преданного и дал ему все свои благословения. Адвайта предвидел скорое явление Шри Чайтаньи Махапрабху и поделился своим откровением с Мадхавендра Пури.
После того, как Адвайта раскрыл Мадхавендре Пури миссию Гауранги, он продолжил свое паломничество, посетив Дандакаранью, Нашику, Двараку, Прабхаса Тиртху, Пушкару, Курукшетру, Харидвару, Бадарикашрам, Гомукхи, Чандаки, пока не достиг, к своему великому удовольствию, Митхилы, родного города Ситадеви, супруги Господа Рамы. Обливаясь слезами любви к Богу, Адвайта Ачарья шел по дороге. Вдруг он услышал голос, повествующий об играх Господа Кришны. Адвайта остановился и увидел под деревом старого брахмана. В этом брахмане он узнал великого вайшнавского поэта Видьяпати, чья слава гремела по всем трем мирам. Очарованный кришна-премой, щедро льющейся из сердца Видьяпати, Адвайта провел с ним целый день и к вечеру продолжил свой путь, вошел в Айодхью, вечную обитель Господа Рамы.
В Варанаси Адвайта искупался в знаменитом Маникарника Гхате и увидел божество Вишванатха (Господа Шивы), прославленное на весь Варанаси. После этого Он посетил храм Адикешавы, а также увидел божество Бинду Мадхавы. Следующим был Праяг (Аллахабад), где Адвайта увидел божество Вену Мадхавы. Здесь Он обрил голову и искупался в Тривени — месте слияния трех священных рек: Сарасвати, Ганги и Ямуны.
Затем Адвайта пришел в Матхуру, где среди других примечательных мест посетил дом Кубджи. С глубочайшим почтением Он поклонился месту рождения Господа Кришны и омылся в Вишрама Гхате. Адвайта совершил полный парикрам (паломничество) по Враджу, медитируя на игры Кришны. Наконец Он достиг Вриндавана. Несколько дней Он провел у подножья холма Двадашадитья-тила, на котором впоследствии вырастет знаменитый храм Мадан-Мохана, построенный Санатаной Госвами. Место, где жил Адвайта Прабху во Вриндаване, до сих пор сохранилось и называется Адвайта Вата.
С божеством Мадан-Мохан у Адвайты Прабху были самые сокровенные отношения. Однажды, когда Адвайта уснул под баньяновым деревом, божество явилось к Нему во сне и сказало:
— Мне поклонялись здесь прежде, но с приходом мусульман Мой священнослужитель бежал, опасаясь за свою жизнь. Он спрятал Меня на холме Двадашадитья-тила, где раньше проходило русло Ямуны. Пожалуйста, возьми Меня от сюда и установи на прежнем месте.
Очнувшись ото сна, Адвайта Прабху разыскал место, о котором говорил Мадан-Мохан, и с помощью местных враджаваси установил божество. Они совершили пышную церемонию абхишеки. Адвайта Прабху умастил тело Мадан-Мохана ароматными маслами, и Господь снова стал темным, подобно грозовому облаку. Через несколько дней после ухода Адвайты на это место напал отряд мусульман. Божество укрылось под сухими лепестками цветов, когда-то предложенными Господу, и так осталось незамеченным. Когда Адвайта Прабху вернулся, Мадан-Мохан явился к нему во сне и сказал, где Он укрылся. Мадан-Мохан попросил Адвайту найти Его и передать Пурушоттаме Чаубе, который будет ухаживать и служить Мадан-Мохану. Пурушоттама Чауба был бедным брахманом из Матхуры. прошло время, и он передал Мадан-Мохана Санатане Госвами, который установил Его в большом храме. Эту историю мы расскажем позже.
Господь повелел Адвайте Прабху возвращаться в Шантипур, в Западную Бенгалию, и установить там два божества (югала-мурти) — Шри Радхи и Мадан-Гопала. Он сказал, что отыскать Их можно по рисунку Вишакхи, близкой подруги Радхарани, который спрятан в самом сокровенном месте во Вриндаване — в лесу Сева-кундж, и объяснил, где именно.
Все это случилось как раз в то время, когда Вриндаван посетил Шри Мадхавендра Пури, и Адвайта Прабху встретился с ним во второй раз. Пурипада погрузился в глубокий экстаз, когда Адвайта рассказал ему о воле Мадан-Мохана, и, соглашаясь с божеством, объяснил Адвайте, что Кришне невозможно поклоняться без Радхи, потому что Кришна никогда не будет счастлив без Ее любви.
Считается, что именно Мадхавендра Пури основал поклонение форме божеств Шри Шри Радха Кришны в Гаудия- сампрадае, посадив дерево Шри Чайтаньи.
Мадхавендра Пури посоветовал Адвайте жениться, чтобы как следует поклоняться божествам. Он объяснил, что отрешенный монах, если умрет, оставит божества на произвол судьбы, тогда как у семейного человека всегда есть жена, дети и другие родственники или потомки, которые будут служить Их Светлостям, когда хозяина свалит болезнь или даже смерть. Мадхавендра Пури уверил Адвайту, что примет на себя все последствия оскорблений божеств, которые могут допустить четырнадцать поколений потомков Адвайты Прабху.
Вместе с Адвайтой Мадхавендра Пури пошел в Шантипур и провел там месяц. Все это время он наставлял Адвайту в воспевании святого имени Кришны, объясняя, что в этот век Кали освобождения можно достичь лишь силой воспевания святого имени. Здесь же, в Шантипуре, Мадхавендра Пури принял Адвайту в ученики. Вскоре после церемонии посвящения он покинул Шантипур, чтобы продолжить свою миссию в других частях Индии.
Адвайта Прабху быстро завоевал любовь и уважение всех вайшнавов Шантипура. Однажды, когда он одержал победу в философском диспуте над прославленным ученым, с небес раздался голос:
— Этот брахман необычный человек. Это Сам Бог, и потому нет никого более ученого, чем Он. Имя Его — Адвайта, «не знающий Себе равных!»
Здесь же в Шантипуре Адвайта повстречался с Харидасом Тхакуром, мусульманином, целиком предавшимся воспеванию святого имени Хари. Они стали большими друзьями. Харидас был глубоко погружен в воспевание святого имени и не заботился о поддержании даже своего тела. Поэтому Адвайта во всем опекал его. Он устроил Харидасу обитель в пещере недалеко от Шантипура и сам посвящал его в философию сознания Кришны. Не поддается описанию уважение, которое испытывали эти два чистых преданных друг к другу.
Еще до явления Махапрабху Адвайта Ачарья построил на берегу Ганги в Навадвипе небольшое жилище, и вместе с Харидасом Тхакуром они начали проповедовать воспевание святого имени — санкиртану. Именно здесь Он молился Господу Кришне, призывая Его низойти, и действительно стал причиной явления Господа в этот мир. Дом Адвайты в Навадвипе до сих пор сохранился, и ему поклоняются тысячи и тысячи паломников.
В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Садашива всегда думает о том, как освободить падшие души. Эти мысли не оставляли Его и в облике Адвайты Ачарьи. Шри Чайтанья Махапрабху не раз говорил, что низошел благодаря молитвам Шри Адвайты. Садашива занимает промежуточное положение между духовным и материальным миром, и потому способен призвать своими молитвами Верховного Господа. Адвайта Прабху стал духовным учителем многих близких спутников Господа Чайтаньи, таких как Васудева Датта, Бхагаватачарья, Шьямадас, Ядунанданачарья (гуру Шрилы Рагхунатха даса Госвами).
Адвайте Прабху было пятьдесят лет, когда Он решил последовать совету Мадхавендры Пури и жениться. Помимо исполнения воли духовного учителя Адвайта преследовал еще одну цель. Он хотел распространить воспевание святого имени — способ поклонения Богу, предписанный для людей века Кали — среди домохозяев, собственным примером показывая всем, что санкиртана доступна не только отшельникам и трансценденталистам.
В Нараянапуре, провинции Шаптаграма, жил ученый и отреченный брахман по имени Нрисимха Бхадури. Его дочь Сита была подобна богине удачи. Она явилась в этот мир в сентябре месяце, за четыре дня до праздника явления Шримати Радхарани. Впервые Ситадеви увидела Адвайту Прабху, когда вместе с отцом и младшей сестрой Шридеви переплывала на лодке Гангу. Нрисимху Бхадури и его дочерей поразил прекрасный, сияющий золотом облик Адвайты, когда Он совершал свое ежедневное поклонение на берегу Ганги. Ситу поразила красота Адвайты. Через несколько дней Нрисимха Бхадури взял обеих дочерей в Шантипур на поклонение богине Бхагавати. Здесь Ситадеви и Адвайта Прабху снова встретились и, любуясь, не могли отвести глаз друг от друга. Шьямадас пришел к Нрисимхе Бхадури и все ему объяснил:
— Твоя дочь в действительности — Йогамайа, мистическая сила Господа, а Адвайта — это Сам Господь! Лучшей пары невозможно себе представить!
Невесту отвезли в деревню Пхулия-граму, которая стоит на берегу Ганги, а спустя некоторое время Нрисимха Бхадури отдал Адвайте в жены и свою младшую дочь Шридеви. Адвайта Прабху инициировал своих молодых жен, в точности как Паурнамасья-Йогамайа дала посвящение двум юным девушкам по имени Вира и Вринда, которые служили Радхе и Кришне в роли посланниц. Затем Он стал наставлять их в вайшнава-сиддханте, разъясняя истинный смысл Вед, а со временем посвятил в самые сокровенные истины преданного служения. Адвайта, являя милость Своим ученицам, продолжал наставлять их во всех тонкостях бхакти-йоги.
Первый сын Адвайты Прабху, Ачьютананда, родился в 1493 году, когда Господу Чайтанье было семь лет. Баларама, Гопала, Кришнадас и близнецы Джагадиша и Сварупа родились с промежутком в четыре года, и все они были сыновьями Ситы. Впоследствии Адвайта отказался от троих сыновей за то, что они отступили от учения Махапрабху, и остался с Ачьютанандой, Гопалом и Кришнадасом. Из всех сыновей Адвайты только двое женились, остальные приняли санньясу, отречение от мира. Все дети получили от своей матери Ситы должное вайшнавское воспитание, образование и духовное посвящение. Однако старший, Ачьютананда, стал воистину достойным славы своего отца. Повзрослев, он принял посвящение у Гададхары Пандита и поселился в Пури как его слуга. Ачьютананда был олицетворением чистой преданности Кришне и настоящей отрадой своему отцу. Всю жизнь он оставался брахмачари. Как свидетельствуют писания, Ачьютананда является воплощением Карттикеи в играх Господа Чайтаньи.
По традиции Адвайта Ачарья изображается седовласым и с длинной белой бородой, хотя в писаниях говорится, что Он был вечно юн. Одежды Адвайты, мягко облегавшие Его сильное крепкое тело, были такими же белыми, как и Его пышные волосы. Иной раз Он так сиял белизной, что напоминал Собой полную луну или цветы жасмина. Его прекрасные глаза, сияющие на луноликом золотистом лице, были всегда устремлены на Махапрабху. Он был Господом чистых преданных Навадвипы, которые с великой радостью служили Ему. Шри Адвайта Ачарья всегда вдохновлял их, прогоняя страх и одаривая Своими благословениями. Сияющий Адвайта Ачарья был украшен божественным знанием и премой, чистой любовью к Богу. Великие преданные, очарованные Им, всегда медитируют на Адвайту Ачарью как на источник всей трансцендентной радости и причину нисхождения Махапрабху в этот мир.